|
|
Вокруг
Христа вскоре образовался круг из 12 учеников - апостолов. Сложилась и
внутренняя иерархия. Ближайшие - Иоанн сын Заведеев, Андрей Первозванный
и Петр Симон. Евангелия передают отголоски внутренних распрей и борьбы
за лидерство. Однако главные фигуры положение сохранили.
Иоанн соучаствует во всех кульминациях жизни и деяний Иисуса, хотя имя его часто не называется. В числе трех ближайших учеников Иоанн восходит на гору, где свершается преображение Христа. Во время тайной вечери он, как любимый ученик, "возлежал у груди Иисуса" (Ин - 13:23), именно ему и Петру указал Христос на Иуду Искариота, замыслившего предательство. Во время распятия Иисуса возле креста стояли Матерь его и ученик. Матери своей наказывает Иисус считать ученика любимого своим сыном, а Иоанну доверяет взять Матерь свою и заботиться о ней до конца дней. Вместе с Марией Магдолиной и Петром Симоном спешит ученик, "которого любил Иисус", к пещере, где схоронили распятого Христа, и первым убеждается, что могила пуста, остались одни пелены. В последней встрече воскресшего Христа с учениками Иисус говорит с Петром, но зовет и "любимого ученика", предрекая Иоанну, "чтобы он пребыл, пока приду" (Ин - 21:22). Истолковали фразу окружающие однозначно - "что ученик тот не умрет", хотя так и не было сказано. Предание гласит, что Иоанн прожил долгую жизнь, полную борьбы и скитаний. Он становится одним из "столпов" Малоазиатских общин, подобно Петру Симону, который стал таковым в Риме. При императоре Домициане был схвачен и сослан на одинокий остров в Эгейском море, называемый Патмос. Там и случилось откровение - старцу евангелисту открылись видения о конечных судьбах мира. После ссылки он вернулся в Эфес, где вместе с Богородицей Марией жил в тихом уединении, скрываясь под именем простого священника. Первый из апостолов умер последним в глубокой старости, достигнув 100 (120) лет. Весь облик Иоанна Богослова характеризуется особой затаенностью, скрытностью. Неустанно подчеркивается его мистическая близость Иисусу. Он любим больше других учеников. По существу Иоанн становится духовным сродственником, сынопреемником, и, стало быть, обладателем самых глубоких тайн христианского вероучения, которые возвещены ему были самим Христом, Сыном Божиим. Мистический смысл этой могучей фигуры раскрывают церковные исследователи. Иоанн Богослов олицетворяет сокровенный опыт, эзотерические тайны, которые доступны лишь одному из двенадцати избранных учеников Иисуса Христа. В противоположность ему Петр Симон - носитель общедоступных истин, выраженных экзотерическим учением христиан. Между этим "тайным" и "явным" вероучением распределяются остальные апостолы. Византийская и русская иконография наделила образ Иоанна Богослова примечательными чертами. Волевой лик, широкий выпуклый лоб, проницательный взор. Душевный покой и внутренняя сосредоточенность передают могучую энергию, приобщенность к сокровенным тайнам. Он вечно пребывает в глубокой задумчивости. Характерно, что в эпоху эллинизма природные катаклизмы и социальные потрясения не связывались с представлениями о всеобщем "конце света". Именно пророческие книги первохристиан обострили эту проблему и привнесли в массовое сознание стойкий религиозно-мистический аспект ожидания абсолютной смерти, как неминуемой кары господней за земные прегрешения. Библейская космогония утверждает однозначно: было начало - будет и конец мира. Апокалиптическая книга провозглашала: "Грядет скоро!" Следует учитывать,
что апокалиптический "конец света" хотя и сулил адские муки,
однако не возвещал о всеобщей погибели. На этот момент обычно не обращают
внимания. Вероучение о втором пришествии Христа предвещало страшный суд,
высшей справедливости, наказание и воскресение, вечную жизнь спасенным
праведникам в раю, в поднебесном Иерусалиме, который снизойдет в мир,
а вместе с этим наступят светлые и безмятежные времена. Поэтому день "второго
пришествия" ожидали не только с великим страхом, но и с радостными
надеждами, в меру понимания своей и общей греховности, либо праведности. |